С 2020 года специалисты ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» принимают активное участие в реализации мероприятий регионального комплекса мер «Внедрение и развитие эффективных социальных практик, направленных на сокращение бедности семей с детьми и улучшение условий жизнедеятельности детей в таких семьях, на территории Владимирской области».
В рамках данного комплекса мер была разработана программа социальной реабилитации воспитанников стационарного отделения «Лесенка успеха», направленная на профессиональное самоопределение и профессиональную ориентацию подростков.
Благодаря финансированию Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учреждением было закуплено уникальное реабилитационное оборудование, которое направлено на оказание адресной помощи детям и членам их семей.
Использование многофункционального интерактивного стенда – тренажера «Атлас профессий» с сенсорным ЖК-дисплеем позволило сделать процесс взаимодействия с детьми увлекательным и конструктивным. Возможность «путешествовать» по большой сенсорной панели, отвечать на вопросы или получать информацию о разных профессиях вызывает устойчивый интерес к проводимым занятиям даже у самых немотивированных школьников. Технологии работы с «Атласом профессий» во многом схожи с виртуальной игрой. Ребята с удовольствием включаются в работу, а результат занятия становится личностно-значимым, формирует систему профессиональных ценностей.
Мультсериал «Калейдоскоп профессий», видеофильмы «Как и какую профессию выбрать?» и «Профессии будущего» направлены на просвещение детей в профессиональной сфере, что является важной частью профориентационной работы. Они помогают подросткам ответить на вопрос о том, какие способности и особенности личности должны быть развиты у представителей разных видов профессиональной деятельности.
Психологическая игра «Калейдоскоп профессий» позволяет воспитанникам не только определиться с выбором будущей профессии, но и в доступной увлекательной форме помогает выявить неконструктивные модели поведения, погрузиться в свой внутренний мир и увидеть неиспользованные ранее ресурсы, сильные стороны своей личности, получить поддержку и принятие, выбрать наиболее приемлемый для себя путь развития.
С помощью еще одного уникального инструмента - трансформационной бизнес-игры «История моего успеха», педагогами осуществляется проработка как деловых, так и личностных качеств детей.
Психологическая оценка социальных качеств личности несовершеннолетних, влияющих на адаптацию, риск девиантного поведения, способность преодолевать кризисные ситуации, и эффективность коммуникации проводится с использованием компьютерной программы «Диагностика и развитие социальной ответственности подростков». Специалист проводит качественную диагностику, знакомит с классификацией профессий по отраслям, предметам, целям и условиям труда, а также с формулой профессии (хочу+могу+надо).
Благодаря приобретенному инновационному оборудованию и программному обеспечению профориентационная работа с детьми из обычных бесед превратилась в увлекательное путешествие по миру профессий. С использованием данных реабилитационных инструментов повысилось качество работы специалистов, которые могут найти подход к каждому ребенку. Недоверчивые, замкнутые дети превращаются в юных исследователей, готовых нести ответственность за свой выбор, имеющих четкую цель и способных делать первые шаги по ее достижению.
В 2021 году в результате исполнения мероприятий Комплекса мер «Внедрение и развитие эффективных социальных практик, направленных на сокращение бедности семей с детьми и улучшение условий жизнедеятельности детей в таких семьях, на территории Владимирской области» и социально-реабилитационной программы «Лесенка успеха» проведено 30 занятий с 23 несовершеннолетними, находящимися на стационарном социальном обслуживании, в возрасте от 10 до 15 лет.
По итогам проведенной диагностики у 75% детей сформирована целостная система знаний о разных профессиях, специфике каждой из них, навыках и умениях, необходимых для успешного овладения конкретными видами трудовой деятельности. У 45% воспитанников сформирована способность к самоопределению, саморазвитию, стремлению к достижению успеха в профессиональной деятельности. 10 ребят определились с выбором будущей профессии.
Таким образом, проводимая работа помогает открыть для детей новый мир – мир возможностей и успешных начинаний.