Важной составляющей современного реабилитационного процесса является применение инновационных технологий, позволяющих существенно расширить возможности ребенка. Интерактивные средства реабилитации становятся отличными помощниками в развитии детей-инвалидов. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) активизирует познавательную активность, расширяет их кругозор, а также повышает общую культуру поведения с помощью моделирования различных ситуаций из окружающей действительности.
Приобретение уникального оборудования для отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями и ранней помощи ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» стало возможным благодаря реализации комплекса мер Владимирской области по поддержке жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью «Территория возможностей» при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В 2022 году в рамках практики «Функционирование групп кратковременного ухода для детей с инвалидностью на период занятости их родителей» приобретены интерактивный стол логопеда и программно-аппаратный комплекс «Кубик».
Интерактивный стол логопеда позволяет выстроить систему групповых реабилитационных занятий с детьми в соответствии с их речевым развитием. Программное обеспечение стола направлено на всестороннее развитие речи, мелкой моторики, фонематического слуха, пополнение словарного запаса, автоматизацию звуков, проведение артикуляционной гимнастики. Различные виды заданий повышают мотивацию детей к логопедическим занятиям и позволяют создать для ребенка ситуации успеха.
Программно-аппаратный комплекс «Кубик» значительно расширяет возможности представления развивающей информации. Широкоформатная проекция «Кубика» позволяет ребенку полностью погрузиться в любой познавательный и развлекательный медиа-контент. Управление в программе происходит благодаря движениям в пространстве. Управляя движениями своего тела, дети рисуют светом, создают фигуры из своих силуэтов, совершенствуя координацию. Детям очень интересен формат интерактивного путешествия в страну чудес и волшебства, а также изучения правил дорожного движения в игровой форме. При этом происходит качественное усиление результата реабилитации вследствие одновременного воздействия информационных и коммуникационных технологий. Использование интерактивных компонентов в реабилитационных занятиях позволяет ребенку становиться активным участником процесса, а не пассивным объектом воздействия.
Таким образом, посредством применения в реабилитации детей-инвалидов инновационного интерактивного оборудования в сочетании с традиционными методиками и технологиями создается умная предметно-развивающая среда, что является важным условием социализации и подготовки ребенка к будущей самостоятельной жизни.