В настоящее время всё более актуальной и значимой становится проблема увеличения с каждым годом количества детей, имеющих серьезные ограничения жизнедеятельности, связанной с инвалидностью или тяжелыми заболеваниями. Дети-инвалиды наряду с непосредственно медицинской помощью, обусловленной тем или иным хроническим заболеванием, не в меньшей степени нуждаются в мероприятиях социально-медицинской, социально-психологической, культурно-досуговой реабилитаций, направленных на улучшение качества жизни.
В течение 2020-2021 гг. в отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями и ранней помощи ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» реализуется Комплекс мер Владимирской области по развитию и внедрению технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями.
В рамках Комплекса мер большое внимание уделено формированию реабилитационной среды по месту жительства детей-инвалидов путем внедрения технологии «Школа реабилитации и ухода».
Технология реализуется в форме курса лекционных и практических занятий по изучению теоретических основ и практического освоения навыков ухода за детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями, обучению методам наблюдения и контроля за изменениями в состоянии здоровья, использованию технических средств реабилитации, изучению психологических аспектов, связанных с вопросами организации ухода, информированию о видах социальной поддержки.
Мероприятия по реализации технологии «Школа реабилитации и ухода» осуществляют фельдшер, медицинские сестры по массажу, педагог-психолог, специалист по комплексной реабилитации.
В реализации технологии используются следующие диагностические методики:
- тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина;
- методика «Семейно-обусловленное состояние».
Коллективные занятия в «Школе реабилитации и ухода» проводятся в группах до 10 человек с использованием компьютерного оборудования для просмотра обучающих видеороликов. Также ежемесячно с родителями проводятся индивидуальные консультации по темам утвержденной программы в соответствии с расписанием занятий. Обучение в рамках реализации технологии осуществляется бесплатно.
За прошедший период 2020-2021 гг. в рамках технологии «Школа реабилитации и ухода» проведено 69 мероприятий, в которых приняли участие 32 семьи. Консультирование для родителей организуется как в очной, так и в дистанционной форме.
Тематика занятий по обучению навыкам ухода за детьми разнообразна: «Наблюдение за здоровьем ребенка в возрасте от 0 до 4-х лет», «Как ухаживать за новорожденным ребенком», «Физическое развитие детей до 1 года», «Особенности ухода за детьми с ДЦП», «Массаж руками мамы», «Развитие движения малышей от 0 до 6 месяцев», «Закаливание детей раннего возраста», «Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей», «Мама-терапия-лечение маминой любовью», «Стресс и как с ним совладать» и другие.
Также для родителей ребят, посещающих отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями и ранней помощи, функционирует клуб родительской взаимопомощи «От сердца к сердцу». Так, например, на одном из заседаний клуба педагог-психолог Вуколова Е.Н. провела консультацию «И в трудный час всегда согреет тепло родительской любви!». Елена Николаевна напомнила о ценности семейных отношений, о необходимости поддержки детей в различные периоды их взросления, дала ценные рекомендации родителям о налаживании взаимопонимания с ребенком. Дополнительно педагогом-психологом был подготовлен буклет для родителей на данную тему.
Таким образом, благодаря внедрению технологии «Школа реабилитации и ухода» происходит повышение информированности родителей детей-инвалидов об особенностях ухода за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, повышение уровня правовых знаний (социальные гарантии, меры социальной поддержки и т.д.), что способствует улучшению качества жизни детей-инвалидов, нуждающихся в уходе, а также снижению эмоциональной напряженности во взаимоотношениях членов семьи.